Николай Карпицкий (karpitsky) wrote,
Николай Карпицкий
karpitsky

Добиваться автокефалии или реформации православия?

Вопрос не в том, нужна ли автокефалия украинской православной церкви, а в том, какой именно церкви. Нет смысла создавать в Украине автокефальный дубликат РПЦ МП, хотя именно это многие сторонники автокефалии оправдывают исторической справедливостью и защитой государства от иностранного влияния. Во-первых, нет ничего справедливого в том, если в Украине утвердится такая же авторитарная структура церкви, как в России. Во-вторых, такая авторитарная структура не сможет успешно противостоять подобной ей, только большей авторитарной структуре. Сама же борьба между ними только ослабит Украину.

Нужно искать другой путь. Необходимо авторитарной клерикальной иерархии, которая контролируется государством, противопоставить церковь как живой самоуправляющийся организм, то есть реформированное православие. Для этого достаточно вернуться к тому истинному каноническому устройству православной церкви, которое было до того, как подверглось деформации со стороны государства. Все принципы самоуправления уже заложены в «Правилах святых апостолов», и нет необходимости специально что-то выдумывать.

Мне могут возразить, что православная церковь якобы нереформируема и испорчена государством навсегда. Однако вспомним, какой мёртвой казалась Православная Российская Церковь в синодальный период, когда управлялась царским чиновником. Но как только всего на каких-то полгода церковь получила свободу от государства, то предложила радикальную программу реформации, которая призвана была изменить весь православный мир. Лишь физическое уничтожение церкви большевиками помешало воплотить эту программу реформации в жизнь.

В промежуточный период со дня провозглашения независимости, которая принесла религиозные свободы, и до получения автокефалии, которая утвердит новую конфигурацию отношения церкви и государства, у Украины есть шанс возродить подлинно православную церковь. Для этого необходимо обсуждение программы реформации.

Ключевые пункты, которые можно положить в её основу:
Патриарх равен другим епископам и подотчетен поместному собору.
Епископы должны избираться.
Епископы должны быть доступны всем прихожанам для общения, и для этого число епископов и епархий должно быть увеличено.
Церковь разделена на самоуправляющиеся метрополии, в которых дважды в год проходят соборы епископов. Епископы подотчетны соборам. Среди прочего соборы выполняют функцию церковного суда.
Община прихода контролирует расходование средств от пожертвований. Перемещение священника возможно при условии, что против этого перемещения нет согласованного возражения как общины, так и самого священника.

Особый пункт, который я считаю необходимым для установления мира и согласия между всеми церквями: на соборы должны приглашаться все епископы, которые служат на данной территории, к какой бы поместной церкви они ни принадлежали. Хоть католической, хоть армянской. Если через епископа действует благодать Святого Духа, епископ должен быть приглашён на собор.

Вот именно для такой реформированной православной церкви и нужно добиваться автокефалии. Использование вопроса об автокефалии в сиюминутных политических интересах может привести к тому, что исторический шанс на реформацию будет упущен.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments